Радиореклама, по данным английских социологов, по запоминаемости ненамного
отстает от телевизионной. Эффективность минутного радиоспота составляет примерно
75 процентов эффективности стандартного 30-секундного телеролика. Притом, что
цена радиорекламы в 5-6 раз меньше цены на рекламу телевизионную.
Исследования, проведенные в Северо-Западном университете, показывают, что людей
легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он им нравится
больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения
сопровождаются картинками. Похоже, что ничем другим не подкрепленное словесное
сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство
к товару. Этот эффект обусловлен физиологическими особенностями восприятия. Ухо
реагирует быстрее, чем глаз. Неоднократные проверки показывают, что мозг способен
воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова
требуется 180 миллисекунд. Психологи полагают, что разница в 40 миллисекунд тратится
мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение в слуховое, которое мозг
может воспринять.
Мы не только слышим быстрее, чем видим; наше слуховое восприятие длится дольше,
чем зрительное. Зрительный образ - картина или печатные слова - затухает менее,
чем за 1 секунду, если наш мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания
сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше.
Следовательно, слушать сообщение - более эффективно, чем читать. Во-первых,
произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью.
Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую
никаким изображением. К недостаткам радиорекламы можно отнести ограниченность
элементов воздействия на слушателя и, самое главное, невозможность показать товар
и повторить услышанное.
Для повышения эффективности радиорекламы полезно следовать следующим советам:
- уровень понятности сообщения должен быть на 10 пунктов ниже среднего IQ того
социального слоя, для которого он предназначен;
- сообщение не должно требовать усилий по запоминанию или пониманию текста;
- программа должна быть составлена так, чтобы слушатель мог менее, чем за 6-8
секунд понять суть рекламного сообщения;
- добивайтесь, чтобы объявление включало воображение слушателей;
- сопровождайте рекламу конкретного продукта, услуги запоминающимся звуком;
- рекламная идея должна быть лаконичной, ясно выраженной;
- необходимо поставить цель сразу заинтересовать слушателя, иначе он может переключить
на другую программу;
- очень эффективно вводить в радиообъявления известных людей;
- результат будет наилучшим, если использовать "прайм-тайм" - время когда число
слушателей наибольшее;
- если по тому же товару или услуге параллельно ведется рекламная кампания по
телевидению, нужно использовать те же позывные, мелодии, тексты, персонажи;
- радиорекламу нельзя оценить по написанному тексту, ее надо прослушать;
- объявления должны соответствовать контексту передачи, в которую они включаются;
- продолжительность спота не должна превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает
его до конца.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие
интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды
и т.д.
Эпитеты располагаются по определенным стандартным схемам. Одна из них заключается
в подборе эпитетов по контрасту. Антонимы позволяют подчеркивать положительные
качества товара: "Холодный лимонад в жаркий день". Сильный эффект дают эпитеты
в виде триад, дающих трехстороннюю оценку объекта: представление о внешнем виде,
утилитарная ценность, социальная значимость: "классический, удобный, престижный
пиджак".
Один из методов воздействия на подсознание - это заставить клиента уговорить
самого себя.
Например, вербальное приглашение диктора зайти в рекламируемый магазин может
встретить множество препятствий в мозгу слушателя, как на сознательном, так и
на подсознательном уровне. В противовес традиционной в таких случаях фразе: "Заходите,
вы будете довольны", можно сказать следующее "Гостем будешь". Механизм действия
этого словосочетания прост: всем известно устойчивое словосочетание: "Заходи -
гостем будешь". Слово "заходи" будет автоматически сказано клиентом себе самому.
А своему "внутреннему голосу" любой человек склонен доверять в большей степени,
чем бизнесменам, которые только и думают, как "забрать мои деньги". Подобный прием
должен привести к повышению эффективности радиоспота. В принципе, любое устойчивое
словосочетание с домысливаемой "потерянной" частью будет иметь тот же эффект.