Сколько ресурсов тратит Ваша компания на выстраивание отношений с вашим
персоналом? Вы занялись внутренним PR? Какого эффекта Вы ожидаете от
этой деятельности? Какими бы ни были ответы на эти вопросы, очевидно,
что нежелательно заниматься чем-то только потому, что это модно. Как
сделать так, чтобы внутренний PR не оказался очередной временной
игрушкой в вашей компании, а стал действительно полезным инструментом
для бизнеса, - об этом мы попытаемся рассказать в статье, основанной на
положительном опыте одной из крупных российских компаний
Новый ресурс для роста
Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную
стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонал компании. И большинство
руководителей осознают необходимость построения оптимальных,
взаимовыгодных и уважительных отношений со своим "главным ресурсом".
Пиарщики открыли для себя новую аудиторию, HR-менеджеры учатся
использовать коммуникационные возможности для мотивации и повышения
уровня лояльности. Где-то между этими службами, а в идеале - их
совместными усилиями, в российских компаниях появляется новый вид
деятельности - внутренний PR.
Несмотря на понимание значимости целей, стоящих перед
внутренним PR, большинство компаний пока подразумевают под этим
термином лишь создание внутрикорпоративного СМИ. Безусловно, это очень
важный компонент в деле построения отношений с вашей внутренней
аудиторией, но это всего лишь инструмент. Вряд ли можно ограничивать
понятие "внутренний PR" лишь изданием газеты, созданием радиостанции
или интранет-портала.
Ведь было бы странно считать, что PR - это только пресс-релизы и
статьи. Реально работающий внутренний PR - это комплексная
деятельность, в которой могут быть использованы самые разные
инструменты. Главное же в этой деятельности - ее соответствие целям,
которых ваша компания стремится достигнуть, выстраивая систему
взаимоотношений со своей внутренней аудиторией. В конечном счете,
внутренний PR призван повышать уровень лояльности и мотивированности
персонала, а значит, и эффективность его деятельности. Кроме того,
создание позитивного имиджа компании в глазах сотрудников влияет на
имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов
трансляции информации вовне.
Готовим почву
Если вы пришли к решению организовать работу по внутреннему PR
то, это не обязательно говорит о том, что в общении с персоналом или в
эмоциональной атмосфере вашей компании назрели серьезные проблемы. Тем
не менее, не бывает идеальных компаний, которым больше не к чему
стремиться, бизнес не стоит на месте, он развивается, ставя перед собой
новые, амбициозные цели. Поэтому в самом начале работы по построению
системы внутренних коммуникаций полезным шагом станет диагностика,
которая позволит выявить разрывы между действительным состоянием и
желаемым. Одним из способов проведения такой диагностики может стать
анализ основы корпоративной культуры компании: ее базовые ценности.
Это описание можно построить по следующей схеме: Выявление
существующих ценностей, преобладающих в корпоративной культуре.
Моделирование идеальной корпоративной культуры, отвечающей задачам
бизнеса и планам его развития. Выделение существующих ценностей,
противоречащих целям бизнеса, и описание недостающих ценностей, которые
предстоит сформировать. На основе последнего блока, где описываются
разрывы между реальным состоянием и желаемым, вы и определите перечень
приоритетных задач внутренних PR в вашей компании.
В пустыне сад не вырастить
Итак мы определились, с чего начать. Теперь важно, чтобы усилия
по достижению поставленных задач были эффективны. Для этого необходимо
определить место внутреннего PR в жизни и работе компании. Опыт
подсказывает, для того чтобы оказаться жизнеспособным и эффективным,
внутренний PR должен органично вписываться в информационное поле
организации.
Что мы подразумеваем под информационным полем? Всю информацию,
которая курсирует в компании, можно условно разделить на 4 компонента.
Обмен информацией в ходе бизнес-процессов. Сюда входит все общение,
происходящее в процессе выполнения бизнес-задач. Это общение может быть
как регламентированным, так и нет, как письменным, так и устным.
Официальная информация. Это неотъемлемая часть жизни любой компании на
любом этапе ее развития.
В основном, такая информация излагается в виде приказов,
распоряжений, информационных писем, регламентов и других официальных
документов, распространяемых письменно и хранящихся в общедоступном
месте. Knowledge management. Этот компонент информационного поля
компании появляется через некоторое время ее жизни, когда накапливается
достаточно большой объем ценного опыта, который нуждается в
структурировании и сохранении для дальнейшего использования.
Внутренний PR. Целенаправленное и структурированное информационное
воздействие на персонал, призванное укрепить в его глазах имидж
компании. Только будучи интегрированным в эту систему, внутренний PR
станет эффективным инструментом управления. Ваша компания должна
использовать все возможности для общения со своими сотрудниками. И все
это общение (независимо от каналов, по которым идет информация) должно
быть построено в рамках единой концепции и отталкиваться от целей,
которые вы для себя определили. Чтобы не ограничиваться теоретическими
выкладками, приведем один из примеров того, как при помощи внутреннего
PR совместно с остальными компонентами информационного поля компании
удалось решить сложную управленческую задачу: разработку, внедрение и
доработку процедуры аттестации в компании IBS.
Ростки хороших отношений
Когда в компании IBS было
принято решение о введении оценки персонала, была разработана система,
получившая название "аттестация". Первые попытки проведения процедуры
выявили ряд недостатков в методологии оценки. Это - неизбежный момент в
освоении любой новой деятельности в компании. Таким же неизбежным
является отторжение персоналом компании практически любого
нововведения, тем более такое новшество, как аттестация, потому что она
напрямую затрагивает интересы каждого из сотрудников, вызывая опасения
в несправедливости оценки и в дальнейших негативных последствиях. Итак,
актуальными вопросами стали следующие: - Как оптимально построить
систему взаимоотношений службы персонала и сотрудников компании для
проведения аттестации. - Какие доработки необходимо осуществить, чтобы
аттестация была эффективной, объективной и удобной для всех
сотрудников. - Как вызвать у сотрудников понимание того, что процедура
аттестации необходима, не опасна, а, наоборот, полезна для них самих.
Для решения этих задач были приняты следующие меры с использованием
целого ряда инструментов, составляющих информационное поле компании.
Для информирования сотрудников о введении процедуры аттестации по
компании от имени генерального директора рассылался приказ, в котором
обозначались сроки проведения мероприятия, круг ответственных лиц и
регламент проведения оценки. В помощь при подготовке к аттестации на
общекорпоративном портале, являющемся частью системы Knowledge
Management, были помещены все регламенты, подробные разъяснения и формы
для заполнения с понятными инструкциями.
Для получения обратной связи были назначены ответственные лица, к
которым каждый сотрудник мог обратиться за разъяснениями или с идеями
по улучшению процедуры. В частности, для нелицеприятных высказываний
было предложено использовать абсолютно анонимный канал информирования -
почтовый ящик IBS Post, куда любой желающий мог опустить свою записку.
Перед стартом каждой аттестационной кампании (раз в полгода) во
внутрикорпоративном СМИ, которое представляет собой интранет-портал,
публикуется статья о том, что нового появилось в процедуре оценки,
какие идеи и предложения сотрудников были использованы для ее
улучшения. Каждая статья подробно разъясняет необходимость и полезность
аттестации для компании и ее персонала. После публикации информационной
статьи при помощи возможностей того же интранет-портала
организовывается он-лайновая встреча с руководством компании, в ходе
которой каждый сотрудник со своего рабочего места может задать вопрос в
конференциях портала и получить ответ в интерактивном режиме.
По окончании проведения аттестации во внутрикорпоративном СМИ
публикуется отчет о результатах оценки. Освещаются все профессиональные
успехи сотрудников компании с публикацией интервью и фотографии
каждого, кто сделал шаг вверх по карьерной лестнице. С момента введения
в жизнь процедуры аттестации в компании прошло три года. За это время
эта процедура была серьезно изменена и приведена к состоянию, когда
можно с уверенностью сказать, что она эффективна и удобна.
Достигнуть этого удалось во многом благодаря вовлеченности в
совершенствование процедуры всех сотрудников компании, которые за это
время убедились в том, что регулярная аттестация не только не
представляет никакой опасности для них, а даже наоборот: делает
понятными и прозрачными возможности карьерного роста, позволяет
добиться максимальной объективности при рассмотрении вопроса о
повышении компенсации.
Кроме того, на практическом опыте стало очевидно, что в нынешнем виде
аттестация позволяет руководству компании оптимально планировать
развитие своего главного ресурса, что положительным образом сказывается
не только на развитии бизнеса компании, но и на реализации
профессиональных амбиций каждого сотрудника. Данный пример - лишь
частный случай того, как при помощи информационной открытости можно
решать конкретные управленческие задачи. Надеемся, что в работе вашей
компании будет немало примеров того, как внутренний PR стал
действительно полезным инструментом, а не преходящим увлечением.
Надеемся, что изложенный опыт поможет вам в этом.