Четверг, 15.11.2018, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS

PRosto - PR!

Статьи в помощь студенту-рекламщику

Главная » Статьи » Общие статьи

Обработка звука - Описание оборудования.


Описание оборудования

1. Микшерные пульты.

Настоящий эфирный пульт, в отличие от других пультов, должен обеспечивать не только высокое качество звука и низкий уровень шумов, но и минимальное взаимопроникновение между соседними каналами, и обладать высокой перегрузочной способностью и стабильностью характеристик. Пульт должен работать 24 часа в сутки в течение нескольких лет не выключаясь, причем в случае отказа должна быть возможность быстрого и удобного ремонта "на ходу" без отмены эфира. Обычно эфирные пульты имеют модульную структуру, т.е. его можно собирать в нужной конфигурации для конкретного набора аппаратуры. Эфирный пульт должен иметь интерфейсы дистанционного управления внешними устройствами (например, CD и MD плейерами), телефонный интерфейс для управления телефонными гибридами, переговорное устройство для связи с дикторской комнатой (talkback), возможность автоматического отключения мониторной линии при включении микрофона и световую индикацию выхода в эфир.
Желательно, чтобы эфирный пульт был оснащен встроенным таймером и часами, а микрофонные входы имели бы фантомное питание. Эквалайзеры в эфирных пультах обычно не применяются. При необходимости используется динамическая обработка. В монтажных студиях применяются те же пульты, что и в небольших студиях звукозаписи, вообщем, монтажная студия по своей структуре и оборудованию очень похожа на небольшую студию звукозаписи.

2. Источники звукового сигнала

CD и MD плейеры служат для воспроизведения музыки, передач, рекламных роликов и иногда джинглов. Плейеры должны обеспечивать максимальное качество звучания, устойчивость к вибрациям, минимальное время доступа к нужному фрагменту фонограммы, мгновенный старт фонограммы, расширенные возможности программирования воспроизведения фонограмм, максимальное удобство работы для уменьшения технических ошибок звукооператора. Очень желательно, чтобы на плейерах была функция "фейдер-старт" для автоматического запуска выбранной фонограммы вместе с выводом фейдера на микшерном пульте, так как оператору нужно одновременно и стартовать, и открывать фейдер, и искать следующий фрагмент, и включать микрофон, и т.д. А если звукооператором является сам ведущий, то нужно еще и говорить что-нибудь в этот микрофон.

DAT и кассетные магнитофоны (деки) служат для тех же целей, что и CD и MD плейеры, но их стараются использовать как можно реже в эфире, вследствие линейной природы звуконосителя, более медленных характеристик поиска/воспроизведения и менее качественного звучания (для кассетных дек). Их аудиохарактеристики должны быть более высокими, по сравнению с любыми бытовыми и полупрофессиональными магнитофонами, они должны обеспечивать поиск по паузам, относительно мгновенный старт, максимальную скорость перемотки магнитной ленты, мягкий старт/стоп перемотки (для предотвращения растяжения ленты), максимальное удобство работы. Для кассетных дек также необходимо наличие различных систем шумоподавления.

HD-магнитофоны или карт-машины с внутренним жестким диском специально предназначены для воспроизведения джинглов (заставок, отбивок и т.д.) и рекламных роликов. Джинглы являются одной из отличительных особенностей каждой радиостанции. В карт-машине главное внимание уделяется максимально быстрому и удобному поиску и старту джинглов. Нередко в карт-машинах для наиболее часто использующихся фонограмм есть возможность присвоения "горячих клавиш" для мгновенного старта.

Телефонные гибриды предназначены для согласования телефонных линий со студийным оборудованием. Они обеспечивают вывод через микшерный пульт в эфир или запись сигналов с телефонной линии, например, звонков радиослушателей в прямом эфире или информации и репортажей от корреспондентов, а также передачу в телефонную линию звукового сигнала с микшерного пульта, например, голоса диктора в прямом эфире. Телефонные гибриды должны обеспечивать максимальное качество сигнала, принимаемого с телефонной линии, за счет сужения динамического диапазона (компрессирования и лимитирования), выравнивания амплитудно-частотной характеристики (эквализация АЧХ), шумоподавления и т.д. Также при ведении прямого эфира с радиослушателями возникает акустическая обратная связь, которую телефонный гибрид должен максимально подавлять.

Микрофоны предназначены для преобразования звукового сигнала (голоса диктора, диджея и т.д.) в электрический. В эфирных студиях преимущественно используют динамические микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. В монтажных студиях желательно использовать конденсаторные микрофоны. Микрофоны должны обеспечивать чистое, без искажений, звучание голоса с максимальной звуковой отдачей, т.е. без преобладания низких частот (эффект приближения), "бубнения", "выбивания" шипящих согласных и посторонних шумов. Микрофоны могут быть, как "самостоятельными", так и в комплекте с наушниками (гарнитуры). Гарнитуры особенно удобны в тех случаях, когда в качестве звукооператора выступает сам ведущий программы, т.к. они позволяют ему в процессе ведения передачи вертеть головой без опасения за качество звучания его голоса.

3. Приборы обработки

Эквалайзеры используются для коррекции АЧХ. Эквалайзеры подразделяются на параметрические, графические и различные фильтры. В монтажных студиях используют практически все эти виды, в эфирных студиях, преимущественно, - фильтры высоких, средних и нижних частот, а также параметрические эквалайзеры. С помощью фильтров можно изменить общую картину звучания источника, параметрическим эквалайзером удобно вырезать нежелательные узкие полосы частот в звуке. Графические эквалайзеры, представляющие собой группу параметрических эвалайзеров с неизменной частотой эквализации, служат для более точной настройки общей амплитудно-частотной характеристики по сравнению с фильтрами.
В эквалайзерах основными параметрами являются корректируемая или граничная частота, уровень усиления или ослабления выбранной полосы частот, отношение выбранной частоты к ширине изменяемой полосы частот (добротность или Q).

Компрессоры используются для сжатия динамического диапазона в целях увеличения плотности звучания, сжатия динамического диапазона определенной полосы частот (например, диэссирование, многополосное компрессирование). К основным параметрам компрессора относятся такие величины, как точка срабатывания компрессора (threshold), отношение изменений уровней на входе и выходе компрессора (ratbo), время срабатывания компрессора (attack tbme), время восстановления уровня в компрессоре(release tbme) и другие.

Лимитеры являются частным случаем компрессора. В лимитере ratbo = :1, т.е. полное ограничение амплитуды входного сигнала, а время срабатывания бесконечно мало. Лимитеры применяются для ограничения сигнала в целях предохранения аппаратуры от перегрузок.

Экспандер - это компрессор наоборот. Экспандер расширяет динамический диапазон сигнала. Этот аппарат используется в монтажных студиях. Его параметры те же, что и у компрессоров.

Гейт - это своеобразный выключатель: когда сигнал ниже заданного уровня (threshold), то гейт закрывается, т.е. разрывает цепь, если выше - открывается. Гейты используют для удаления посторонних шумов в паузах (шум магнитной ленты, "возня" дикторов в паузах и т.д.). Применяется, как в эфирных, так и в монтажных студиях. Часто компрессоры, лимитеры и гейты объединены в одном приборе. Существуют также экспандер/гейты.

Эксайтеры, энхансеры, максимайзеры, виталайзеры и прочие "улучшайзеры" являются психоакустическими приборами, которые работают с четными гармониками сигнала (генерируют или сдвигают фазы особым образом). Сигнал, пропущенный через такой аппарат, субъективно кажется чище и "прозрачнее", также повышается разборчивость сигнала. Приборы этого типа обычно ставятся в эфирной студии между мастер-выходом эфирного пульта и FM-процессором. В монтажных студиях обрабатывается этим прибором весь микс.

FM-процессор - это своеобразный звуковой комбайн. Он может состоять из всех вышеперечисленных приборов обработки. Его задача - максимально уплотнить сигнал без искажений и сделать его наиболее приятным на слух. Его коммутируют на выходе перед передатчиком. От его выходных характеристик и качества зависит общее качество вещания радиостанции.

Процессоры эффектов включают в себя обычно ревербераторы, задержки, фленджеры, фейзеры и другие эффекты, необходимые для определенной окраски звука (создания объемности звучания голоса, спецэффектов и т.д.). Эти аппараты применяются только в монтажных студиях. Процессоры эффектов могут быть, как аппаратными, так и программными. Могут быть пресетными и программируемыми.

Деноизер может удалять шумы не только в паузах, но и в полезном сигнале. Деноизер применяется для подавления шумов магнитной ленты.

4. Монтажная станция

Монтажная станция предназначена для записи, сведения и монтажа рекламных роликов, заставок, передач и (если монтажная студия совмещена с рабочим местом журналиста) репортажей. Монтажная станция может быть, как отдельным самодостаточным аппаратом, так и компьютером с соответствующей аппаратно-программной "начинкой". Монтажная станция должна обеспечивать многоканальную запись звука, высокоточный монтаж и сведение звуковых фрагментов, динамическую обработку, добавление эффектов и т.д. Также она должна обеспечивать высококачественный вывод готового материала на носитель (например, MD) в цифровом или аналоговом виде для последующего вещания в эфире.

5. MD-плейер/рекордер

MD-плейер/рекордер используется в монтажной студии для переписывания исходных материалов в монтажную станцию и записи готовых роликов. Здесь оперативность доступа/старта не важна, здесь важно качество записи/воспроизведения по аналоговым и цифровым каналам. То же относится и к CD-плейерам. Желательно, чтобы в MD-рекордере была функция дистанционного управления старта записи или синхростарт записи вместе с появлением сигнала на входе аппарата. Также MD-плейер/рекордер используется на рабочем месте журналиста для записи исходного материала.

6. Приборы для мониторинга, контроля, сигнализации

Контрольные мониторы представляют собой высококачественные акустические системы с АЧХ, максимально приближенной к линейной. Они могут быть активными (со встроенным усилителем мощности) и пассивными. Во втором случае к мониторам необходим усилитель. Используются в эфирной и монтажной студиях для контроля выходного и входных сигналов.

Головные телефоны (наушники) предназначены для контроля, а также используются дикторами для индивидуального мониторинга своего голоса и фона во время вещания программы. Головные телефоны бывают открытого и закрытого типа. Закрытые наушники полностью изолируют сигнал, поступающий в них, от внешней среды. В радиовещании используют, в основном, закрытые наушники для изоляции микрофона диктора от прослушиваемого сигнала в них. Часто наушники совмещают с микрофоном.

Усилитель для наушников предназначен для усиления сигнала с линейного выхода пульта и для распределения его по нескольким головным телефонам (от 4-х до 6-ти) с индивидуальной настройкой громкости для каждых наушников. Он используется с головными телефонами для дикторов. Его располагают в дикторской комнате так, чтобы сами дикторы могли устанавливать удобный для каждого из них уровень громкости в наушниках.

Гониометр/Измеритель уровней - контрольный прибор, показывающий соотношение фаз в стереосигнале и уровни мастер-сигнала. Он предназначен для контроля баланса уровней и фаз выходного сигнала в монтажной и эфирной студиях. Очень желательно иметь этот прибор хотя бы в монтажной студии.

Сигнальное табло включения микрофона в прямом эфире устанавливается перед входом в дикторскую комнату эфирной студии, чтобы кто-нибудь, случайно, с шумом не вошел в дикторскую комнату и не испортил своим появлением передачу в прямом эфире. Если на микшерном пульте нет соответствующего блока включения такого табло, то ставится внешний блок управления от входного сигнала (например, с AUX'а) на эфирном пульте.

Тюнер представляет собой высококачественный радиоприемник, настроенный на данную радиостанцию, он необходим для контроля передаваемого сигнала. Передаваемый сигнал контролируют уже технические работники данной радиостанции.

Все вышеперечисленные компоненты в этом разделе должны быть грамотно скоммутированы высококачественными кабелями. Вот по этой ссылке вы можете найти правильную распайку для коммутации оборудования. http://www.vandenhul.com/artpap/wiring.htm





Share to Facebook Share to Twitter Share to MySpace Stumble It Share to Reddit Share to Delicious More...
Категория: Общие статьи | Добавил: prostopr (29.07.2007)
Просмотров: 1706
Меню сайта
РЕКЛ
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Что Вы предпочитаете?
Всего ответов: 13
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0