Описание
оборудования
Настоящий
эфирный пульт, в отличие от других пультов, должен обеспечивать не
только высокое качество звука и низкий уровень шумов, но и минимальное
взаимопроникновение между соседними каналами, и обладать высокой перегрузочной
способностью и стабильностью характеристик. Пульт должен работать 24 часа в
сутки в течение нескольких лет не выключаясь, причем в случае отказа должна
быть возможность быстрого и удобного ремонта "на ходу" без отмены
эфира. Обычно эфирные пульты имеют модульную структуру, т.е. его можно собирать
в нужной конфигурации для конкретного набора аппаратуры. Эфирный пульт должен
иметь интерфейсы дистанционного управления внешними устройствами (например, CD
и MD плейерами), телефонный интерфейс для управления телефонными гибридами,
переговорное устройство для связи с дикторской комнатой (talkback), возможность
автоматического отключения мониторной линии при включении микрофона и световую
индикацию выхода в эфир.
Желательно, чтобы эфирный пульт был оснащен встроенным таймером и часами, а
микрофонные входы имели бы фантомное питание. Эквалайзеры в эфирных пультах
обычно не применяются. При необходимости используется динамическая обработка. В
монтажных студиях применяются те же пульты, что и в небольших студиях
звукозаписи, вообщем, монтажная студия по своей структуре и оборудованию очень
похожа на небольшую студию звукозаписи.
2. Источники
звукового сигнала
CD и MD плейеры служат
для воспроизведения музыки, передач, рекламных роликов и иногда джинглов.
Плейеры должны обеспечивать максимальное качество звучания, устойчивость к
вибрациям, минимальное время доступа к нужному фрагменту фонограммы, мгновенный
старт фонограммы, расширенные возможности программирования воспроизведения
фонограмм, максимальное удобство работы для уменьшения технических ошибок
звукооператора. Очень желательно, чтобы на плейерах была функция
"фейдер-старт" для автоматического запуска выбранной фонограммы
вместе с выводом фейдера на микшерном пульте, так как оператору нужно одновременно
и стартовать, и открывать фейдер, и искать следующий фрагмент, и включать
микрофон, и т.д. А если звукооператором является сам ведущий, то нужно еще и
говорить что-нибудь в этот микрофон.
DAT
и кассетные магнитофоны (деки) служат для тех же целей, что и CD и MD
плейеры, но их стараются использовать как можно реже в эфире, вследствие
линейной природы звуконосителя, более медленных характеристик
поиска/воспроизведения и менее качественного звучания (для кассетных дек). Их
аудиохарактеристики должны быть более высокими, по сравнению с любыми бытовыми
и полупрофессиональными магнитофонами, они должны обеспечивать поиск по паузам,
относительно мгновенный старт, максимальную скорость перемотки магнитной ленты,
мягкий старт/стоп перемотки (для предотвращения растяжения ленты), максимальное
удобство работы. Для кассетных дек также необходимо наличие различных систем
шумоподавления.
HD-магнитофоны
или карт-машины с внутренним жестким диском специально предназначены для
воспроизведения джинглов (заставок, отбивок и т.д.) и рекламных роликов.
Джинглы являются одной из отличительных особенностей каждой радиостанции. В
карт-машине главное внимание уделяется максимально быстрому и удобному поиску и
старту джинглов. Нередко в карт-машинах для наиболее часто использующихся
фонограмм есть возможность присвоения "горячих клавиш" для
мгновенного старта.
Телефонные
гибриды предназначены для согласования телефонных линий со студийным
оборудованием. Они обеспечивают вывод через микшерный пульт в эфир или запись
сигналов с телефонной линии, например, звонков радиослушателей в прямом эфире
или информации и репортажей от корреспондентов, а также передачу в телефонную
линию звукового сигнала с микшерного пульта, например, голоса диктора в прямом
эфире. Телефонные гибриды должны обеспечивать максимальное качество сигнала,
принимаемого с телефонной линии, за счет сужения динамического диапазона
(компрессирования и лимитирования), выравнивания амплитудно-частотной
характеристики (эквализация АЧХ), шумоподавления и т.д. Также при ведении
прямого эфира с радиослушателями возникает акустическая обратная связь, которую
телефонный гибрид должен максимально подавлять.
Микрофоны
предназначены для преобразования звукового сигнала (голоса диктора,
диджея и т.д.) в электрический. В эфирных студиях преимущественно используют
динамические микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. В монтажных
студиях желательно использовать конденсаторные микрофоны. Микрофоны должны
обеспечивать чистое, без искажений, звучание голоса с максимальной звуковой
отдачей, т.е. без преобладания низких частот (эффект приближения),
"бубнения", "выбивания" шипящих согласных и посторонних
шумов. Микрофоны могут быть, как "самостоятельными", так и в
комплекте с наушниками (гарнитуры). Гарнитуры особенно удобны в тех случаях,
когда в качестве звукооператора выступает сам ведущий программы, т.к. они
позволяют ему в процессе ведения передачи вертеть головой без опасения за
качество звучания его голоса.
Эквалайзеры
используются для коррекции АЧХ. Эквалайзеры подразделяются на параметрические,
графические и различные фильтры. В монтажных студиях используют практически все
эти виды, в эфирных студиях, преимущественно, - фильтры высоких, средних и
нижних частот, а также параметрические эквалайзеры. С помощью фильтров можно
изменить общую картину звучания источника, параметрическим эквалайзером удобно
вырезать нежелательные узкие полосы частот в звуке. Графические эквалайзеры,
представляющие собой группу параметрических эвалайзеров с неизменной частотой
эквализации, служат для более точной настройки общей амплитудно-частотной
характеристики по сравнению с фильтрами.
В эквалайзерах основными параметрами являются корректируемая или граничная
частота, уровень усиления или ослабления выбранной полосы частот, отношение
выбранной частоты к ширине изменяемой полосы частот (добротность или Q).
Компрессоры
используются для сжатия динамического диапазона в целях увеличения плотности
звучания, сжатия динамического диапазона определенной полосы частот (например,
диэссирование, многополосное компрессирование). К основным параметрам
компрессора относятся такие величины, как точка срабатывания компрессора
(threshold), отношение изменений уровней на входе и выходе компрессора (ratbo),
время срабатывания компрессора (attack tbme), время восстановления уровня в
компрессоре(release tbme) и другие.
Лимитеры
являются частным случаем компрессора. В лимитере ratbo = :1, т.е. полное
ограничение амплитуды входного сигнала, а время срабатывания бесконечно мало.
Лимитеры применяются для ограничения сигнала в целях предохранения аппаратуры
от перегрузок.
Экспандер
- это компрессор наоборот. Экспандер расширяет динамический диапазон сигнала.
Этот аппарат используется в монтажных студиях. Его параметры те же, что и у
компрессоров.
Гейт
- это своеобразный выключатель: когда сигнал ниже заданного уровня (threshold),
то гейт закрывается, т.е. разрывает цепь, если выше - открывается. Гейты
используют для удаления посторонних шумов в паузах (шум магнитной ленты,
"возня" дикторов в паузах и т.д.). Применяется, как в эфирных, так и
в монтажных студиях. Часто компрессоры, лимитеры и гейты объединены в одном
приборе. Существуют также экспандер/гейты.
Эксайтеры,
энхансеры, максимайзеры, виталайзеры и прочие "улучшайзеры"
являются психоакустическими приборами, которые работают с четными гармониками
сигнала (генерируют или сдвигают фазы особым образом). Сигнал, пропущенный
через такой аппарат, субъективно кажется чище и "прозрачнее", также
повышается разборчивость сигнала. Приборы этого типа обычно ставятся в эфирной
студии между мастер-выходом эфирного пульта и FM-процессором. В монтажных
студиях обрабатывается этим прибором весь микс.
FM-процессор
- это своеобразный звуковой комбайн. Он может состоять из всех
вышеперечисленных приборов обработки. Его задача - максимально уплотнить сигнал
без искажений и сделать его наиболее приятным на слух. Его коммутируют на
выходе перед передатчиком. От его выходных характеристик и качества зависит
общее качество вещания радиостанции.
Процессоры
эффектов включают в себя обычно ревербераторы, задержки, фленджеры,
фейзеры и другие эффекты, необходимые для определенной окраски звука (создания
объемности звучания голоса, спецэффектов и т.д.). Эти аппараты применяются
только в монтажных студиях. Процессоры эффектов могут быть, как аппаратными,
так и программными. Могут быть пресетными и программируемыми.
Деноизер
может удалять шумы не только в паузах, но и в полезном сигнале. Деноизер
применяется для подавления шумов магнитной ленты.
Монтажная
станция предназначена для записи, сведения и монтажа рекламных роликов,
заставок, передач и (если монтажная студия совмещена с рабочим местом
журналиста) репортажей. Монтажная станция может быть, как отдельным
самодостаточным аппаратом, так и компьютером с соответствующей
аппаратно-программной "начинкой". Монтажная станция должна
обеспечивать многоканальную запись звука, высокоточный монтаж и сведение
звуковых фрагментов, динамическую обработку, добавление эффектов и т.д. Также
она должна обеспечивать высококачественный вывод готового материала на носитель
(например, MD) в цифровом или аналоговом виде для последующего вещания в эфире.
MD-плейер/рекордер
используется в монтажной студии для переписывания исходных материалов в монтажную
станцию и записи готовых роликов. Здесь оперативность доступа/старта не важна,
здесь важно качество записи/воспроизведения по аналоговым и цифровым каналам.
То же относится и к CD-плейерам. Желательно, чтобы в MD-рекордере была функция
дистанционного управления старта записи или синхростарт записи вместе с
появлением сигнала на входе аппарата. Также MD-плейер/рекордер используется на
рабочем месте журналиста для записи исходного материала.
6. Приборы для
мониторинга, контроля, сигнализации
Контрольные
мониторы представляют собой высококачественные акустические системы с
АЧХ, максимально приближенной к линейной. Они могут быть активными (со
встроенным усилителем мощности) и пассивными. Во втором случае к мониторам
необходим усилитель. Используются в эфирной и монтажной студиях для контроля
выходного и входных сигналов.
Головные
телефоны (наушники) предназначены для контроля, а также используются
дикторами для индивидуального мониторинга своего голоса и фона во время вещания
программы. Головные телефоны бывают открытого и закрытого типа. Закрытые
наушники полностью изолируют сигнал, поступающий в них, от внешней среды. В
радиовещании используют, в основном, закрытые наушники для изоляции микрофона
диктора от прослушиваемого сигнала в них. Часто наушники совмещают с
микрофоном.
Усилитель для наушников предназначен для усиления сигнала с
линейного выхода пульта и для распределения его по нескольким головным
телефонам (от 4-х до 6-ти) с индивидуальной настройкой громкости для каждых
наушников. Он используется с головными телефонами для дикторов. Его располагают
в дикторской комнате так, чтобы сами дикторы могли устанавливать удобный для
каждого из них уровень громкости в наушниках.
Гониометр/Измеритель уровней - контрольный прибор, показывающий
соотношение фаз в стереосигнале и уровни мастер-сигнала. Он предназначен для
контроля баланса уровней и фаз выходного сигнала в монтажной и эфирной студиях.
Очень желательно иметь этот прибор хотя бы в монтажной студии.
Сигнальное табло включения микрофона в прямом эфире
устанавливается перед входом в дикторскую комнату эфирной студии, чтобы
кто-нибудь, случайно, с шумом не вошел в дикторскую комнату и не испортил своим
появлением передачу в прямом эфире. Если на микшерном пульте нет
соответствующего блока включения такого табло, то ставится внешний блок
управления от входного сигнала (например, с AUX'а) на эфирном пульте.
Тюнер представляет собой высококачественный радиоприемник,
настроенный на данную радиостанцию, он необходим для контроля передаваемого
сигнала. Передаваемый сигнал контролируют уже технические работники данной
радиостанции.
Все вышеперечисленные компоненты в этом разделе должны быть грамотно
скоммутированы высококачественными кабелями. Вот по этой ссылке вы можете найти правильную распайку для коммутации оборудования. http://www.vandenhul.com/artpap/wiring.htm
|